Правовое воспитание дошкольников.

На сегодняшний день нашему обществу нужна именно социально развитая, активная личность, владеющая правовыми знаниями. В дошкольных учреждениях города уделяется большое внимание этому аспекту воспитательной работы с детьми. Педагоги понимают, что в период дошкольного детства приобретаются самые первоначальные представления о социальных нормах поведения людей, о потребности положенного порядка в отношениях друг с другом.
Так педагоги МБДОУ «Детский сад № 158» г. Чебоксары, выполняя задачи приоритетного направления МБДОУ – социально-личностного развития воспитанников через интересные формы работы формируют у малышей представления об их собственных правах и обязанностях; учат их оценивать свое поведение и поступки других людей согласно правовым нормам; помогают разрешать конфликты нормативными способами с учетом позиций и потребностей окружающих людей; воспитывают в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.
Педагоги широко используют в своей работе литературные произведения, особенно сказки, которые помогают детям понять, какие права детей нарушаются в той или иной сказке. О праве на имя и фамилию, например, дети узнали из сказок «Золушка» и «Красная шапочка» Ш. Перро. На примере персонажей в сказке А.Толстого «Приключения Буратино» дети старшего дошкольного возраста узнавали о нарушении прав ребенка, а именно нарушено право на образование. Право на жилище и на необходимый уровень жизни – ребята узнали из сказок «Мальчик с пальчик» Ш. Перро, «Заюшкина избушка», «Три поросенка». Разобраться со старшими дошкольниками в их правах помогает театрализованная деятельность. Педагоги совместно с детьми обсуждают содержание рассказа, сказки, а затем вместе готовят инсценировку по литературному сюжету, соотнося сложные понятия с привычными жизненными ситуациями, высказывают свое мнение.
![]() |
![]() |
![]() |
В работу по формированию правовых знаний у дошколят педагоги привлекают и работников детской библиотеки имени Аркадия Гайдара, с которым у дошкольного учреждения налажено хорошее сотрудничество.
Педагоги уверены, что такая целенаправленная работа позволит сформировать у детей дошкольного возраста основы гражданской ответственности и правового самосознания, толерантности и способности к успешной социализации в обществе.