Развиваем речевое дыхание

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Произношение звуков тесно взаимосвязано с речевым дыханием, которое обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Если ребенок плохо говорит, искажает, смешивает или заменяет звуки при произношении, прежде всего нужно проводить работу по формированию правильно-направленной и достаточной воздушной струи, то есть с развития дыхания.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Если вы хотите помочь своему ребенку овладеть правильным звукопроизношением, овладеть голосом, необходимо, прежде всего, научить его правильно дышать. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, формировать плавный ротовой вдох.
Педагоги старшей группы №18 под руководством логопеда Гордеевой Надежды Анатольевны в игровой форме развивают у детей правильное речевой дыхание. Одной из таких игр является игра «Листопад». Ребята с удовольствием дуют на разноцветные осенние листья, чтобы они полетели. Воспитатели тем временем следят за правильностью осуществления ротового выдоха.
Дети с большим увлечением играют в такие игры и тем самым развивают своё речевое дыхание.
![]() |
![]() |
![]() |
Для справки
Правила правильного ротового выдоха:
- делаем глубокий вдох носом, чтоб произвести глубокий выдох;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
- выдыхать следует, пока не закончится воздух.